• Главная
  • Приветствую Вас, Гость
Статья об истории села Большие Посёлки Карсунского района Ульяновской области Село Большие Поселки – административный центр муниципального образования Большепоселковское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области, образованное в 2006 году. Общая площадь поселения - 8322 га. В состав поселения входят: село Большие Посёлки и село Комаровка. Нет сомнений, что селение основано на землях города Карсуна – выходцами казаками и стрельцами после 1700 годов, которые переселились на черноземные земли между родниками в связи с удаленностью наделов. Вслед за ними в село пожаловало духовенство, под руководством которого в 1834 году был построен деревянный, теплый храм, названный Богородицким. По его названию и село назвали Богородское. Позже появилось название Поселки и Большие Поселки видимо в связи с расширением села. В храме было два престола: главный - в честь Казанской иконы Божьей Матери и в приделе в честь Преображения Господня. Церковной земли 49 десятин усадебной, пахотной и сенокосной. Приход состоял из священника, дьяка и псаломщика. Жили они в собственных домах на церковной земле. В настоящее время в доме священника находится администрация поселения. Ближайшие села: Большое Станичное в 3 верстах, Потьма в 4 верстах, и Большая Комаровка в 5 верстах. Расстояние от Симбирска 100 вёрст, от Карсуна 8 вёрст, от Потьминского волостного правления 4 версты. Почтовый Адрес – с. Кандарат (11 верст). До 1917 года село Большие Поселки входило в Карсунский уезд Симбирской губернии. 10 мая 1928 года в рамках программы улучшения административно-хозяйственного устройства страны Правительство страны приняло Постановление «Об образовании Средневолжской области» Симбирская губерния и все её уезды и волости упразднились, взамен образовался Ульяновский округ (просуществовал до 15 июля1930 г.), состоящий из 15 районов ( в т. ч. Карсунский). Все населённые пункты (190) были объединены в 60 сельских советов. С 1943 года – входит в Карсунский район Ульяновской области. В 1913 году в селе Большие Посёлки было около 800 дворов с населением 3991 человек. Население села Большие Поселки постоянно уменьшается. Село расположено на расстоянии 9 км к северу от районного центра Карсун. Местность представляет собой холмистую равнину, расчленённую оврагами, речными долинами, которая повышается к западу от села, средняя высота – 200м. Располагается в лесостепной ландшафтной зоне. Степи в настоящее время распаханы и заняты сельскохозяйственными культурами. Леса, преимущественно смешанные, занимают небольшую территорию. Они состоят из дуба, осины, березы, сосны, кустарника. В селе нет минеральных ресурсов, но есть строительные: глина, песок, щебень, широко используемые населением в хозяйстве. Почвенные ресурсы разнообразны, есть луговые, различные виды черноземных почв, дерново-карбонатные, серые лесные и другие. Высоким естественным плодородием отличаются все черноземы. На территории села находятся 4 родника, 2 пруда, из которых вытекают речки, текущие вдоль улиц Центральная и Родниковая. Село возникло на исходе 18 века. Переселились из Карсуна поближе к своим наделам казаки и стрельцы. Вслед за ними переселилось духовенство, В1834 году была построена церковь. Храм деревянный, теплый, построен прихожанами , обнесен каменной оградой. В 1863 году в селе открылось мужское начальное училище, содержащееся за счёт крестьян. Затем была открыта ещё одна школа грамоты. Насчитывалось 252 маломощных хозяйства, из них 153-безлошадных, а многие не держали вообще никакой скотины. Нужда заставляла искать заработок на стороне. Ежегодно свыше 400 человек уходили в отходничество (плотники, печники, вальщики ) В 1911году в селе было 350 дворов, 1400 мужчин и 1597 женщин. Основным занятием было земледелие, овощеводство, ремесленничество. В 1917 году вслед за победой вооружённого восстания в Петрограде в селе была установлена советская власть, хотя этот процесс проходил тяжело. Из воспоминаний Грачёва Павла Ивановича (председателя колхоза им. Чкалова 1949-1964гг., председателя Большепоселковского сельского совета 1964-1972гг.): В марте 1919г. Колчак подходил к Симбирску. В Поселках возникло чапанное восстание. Руководил восстанием Лемесев Сергей. Он разъезжал по селу, заставляя угрозами идти против советской власти. Против повстанцев из Карсуна выступил отряд чекистов. Они имели винтовки и одно орудие. Повстанцы же были вооружены вилами, цепами, было и несколько винтовок. Чекистами командовал поселковец Журавлёв. Когда выстрелом из орудия были подожжены два дома, народ стал расходиться. Потом чекисты стали искать организаторов восстания. Около 30 человек согнали в помещение банка (Впоследствии магазин «Промтовары»). Караульщику Ротову И.М. дали список, по которому он ночью вызывал поодному. Люди выходили на лёд пруда… . Было расстреляно 18 человек. Поверхность воды на пруду не помнит тех далёких событий, возможно, помнят об этом стены здания бывшего магазина « Промтовары». В 1929-1933 годах в селе начали организовывать коллективные хозяйства. Весной 1929г. в Посёлках возник колхоз «Возрождение». Возглавлял колхоз Фокин Герасим Иванович. Его опорой были братья Саушкины, братья Абрамущкины, С.А. Лемесев, М. Р.Редькин и др. Всего в колхоз вошли 12 хозяйств, которые получили урожай зерна в 2 раза больше, чем единоличники. Началась массовая коллективизация. Тех, кто не вступал в колхоз, раскулачивали, выселяли из домов, отправляли в ссылку. Например, одним из раскулаченных был Грачёв Пётр Сергеевич, в доме которого расположено почтовое отделение. Во время раскулачивания забрали всё: дом пятистенный каменный крытый железом, 2 конюшни, сарай, сенницу, кладовую, лошадь, корову, лишили избирательного права. В период коллективизации и раскулачивания были конфискован добротные дома, где потом расположились какие – либо учреждения: дом Вакатовых – ФАП, затем магазин; сейчас пустует; дом Грачева П.С. – отделение связи - Почта и АТС; дом Еремина Н. – правление колхоза им. Чкалова, затем магазин; дом Лавинскова и дом дьякона – здание начальной школы, затем КБО и магазина; дом священника-здание администрации. На территории села был образован ещё колхоз имени Н.К.Крупской. В 1947 году были объединены два колхоза и организовали новый колхоз имени В.П.Чкалова, к которому впоследствии был присоединен и Комаровский колхоз «Честный труд». Колхоз занимался выращиванием зернобобовых, лука, лука-севка, чернушки, ягод, мяса свинины, говядины, баранины. Было 2 огромные фермы КРС, свинарник, овчарник, луковая сушилка и лукохранилище. Колхоз процветал, был миллионером. В 70-е годы 20 века взамен старых мастерских и гаража были построены новые, в 80-е годы в селе была построена целая улица новых домов, названная Молодёжной. Многие семьи получили жильё. В селе первое радио (большой репродуктор) появился в пятидесятых годах 20 века, тогда же было построено здание, где располагался генератор для выработки электроэнергии (в настоящее время там находится пилорама ). Свет подавался в село на несколько часов утром и вечером, открыта деревянной изба - читальня. Сохранилось здание земской школы, где побывал инспектор народных училищ Ульянов И.Н. В этом здании были расположены классные комнаты для учащихся детского дома, открытого в 1943 году, преобразованного во вспомогательную школу-интернат в 1964году и закрытую в 1978году (в настоящее время располагается спортивный зал школы). В 40е годы 20 века в селе работала молочная кухня, детские ясли. Жители села принимали непосредственное участие во всех исторических событиях, происходящих с нашей страной. Участник восстания сапёров Ташкентского гарнизона в 1912 году Журавлёв Алексей Иванович был осуждён на 15 лет каторги. Участником встречи В.И.Ленина на Финляндском вокзале был наш земляк Еремин Я.К., который штурмовал Зимний дворец, участвовал в Первой мировой и гражданской войнах. В1925-1931 г.г. возглавлял исполком местного совета, был бригадиром в колхозе. Во время первой мировой войны некоторые жители попали в плен и вернулись из Германии после окончания войны. Воевал вместе с Чапаевым наш земляк Лемесев. Участвовал в боях на Халкин-Голе - Брындин Иван. Участник боёв на Дальнем востоке с японцами - Мясников Василий Кузьмич. Более 700 человек не вернулись домой после Великой отечественной войны, оставшись на полях сражений. До сих пор находят останки пропавших без вести наших земляков (Мясников Иван Кузьмич, Долгов Иван Дмитриевич). Не осталось село в стороне и от афганской войны. Пятеро наших односельчан исполняли интернациональный долг в Афганистане. В локальных войнах участвовали двое наших односельчан. В 1943 году в детский дом привезли детей из осаждённого Ленинграда. Наше село – Родина многих замечательных людей: и нам есть, кем гордиться! Павел Иванович Грачёв – председатель колхоза-миллионера. Валентина Николаевна Семина (Светова)-Заслуженный врач РСФСР. Константин Михайлович Долгов – Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор. Министр республики Татарстан Грачёв Н.С. Лучшие люди села занесены на Доску Почёта, которая находится в центре села. Глава администрации Муниципального образования Большепоселковское сельское поселение Саушкин Владимир Павлович. В 2010г.- 435 хозяйств, население-870 человек, из них пенсионеров 454,трудоспособных-245 На 01.01.2014 -307 хозяйств,152 дома используются под дачи,116-нежилые дома, население-584 человека, из них 231- трудоспособных,262- пенсионера, 91-дети. В национальном составе преобладают русские - 94 %; есть татары - 2%, чуваши -2% и другие национальности-2%. Издавна Россия славилась своими промыслами и ремёслами. В селе Большие Поселки, основанном на исходе 18 века, тоже процветали исконно-русские ремесла: валка валенок, плетение корзин, пчеловодство, плотничество, кладка печей. Жили здесь и кровельщики, и кузнецы. Ремесленники изготавливали свой товар с любовью и умением. Одним из представителей вальщиков был Дронин Александр Михайлович (05.07.1928-05.05.2013). Семья рано осталась без отца. В 12 лет Александру пришлось зарабатывать на жизнь. Хорошо, что дядя обучил его ремеслу валки валенок. Валять уходили по другим сёлам, жили там по нескольку месяцев, изготавливая валенки и чёсанки и реализовывая свой товар среди жителей этих сёл. Валяли валенки и дома. Шерсти своих овец было мало, поэтому уходили на закупки шерсти, доходя до Оренбургских степей. Реализовывали валенки, чесанки не только в селе, но и на ярмарке в Карсуне, а также по другим селам. Тяжел был труд вальщика. Приходилось проводить много времени в бане, где в воздухе постоянно присутствовал пары кислоты, используемой при валке валенок, медного купороса. Приходилось вдыхать и своеобразный запах шерсти, горелого белка. Но, преодолевая все преграды, Александр Михайлович снабжал всех своих родственников теплой зимней обувью. Свои навыки он передал и внуку Сергею. Однако современная молодежь не желает продолжать такое тяжелое дело своих предков. Одним из представителей ремесленников, изготавливающих корзины, является Завертяев Валентин Андреевич, родившийся 15 июня 1937 года в селе Большие Поселки, Карсунского района, Ульяновской области. Свои навыки по плетению корзин он перенял у отца Андрея Никоноровича. Именно он рассказал и показал сыну, как и где заготавливать лозу, какой она должна быть длины и толщины, чтобы можно было сплести кормовую плетюху, корзину для белья, корзину для мытья овощей в речке, лукошко для грибов и ягод. До сих пор Валентин Андреевич плетет корзины на заказ. Много заказов сейчас поступает из Пензенской области. Самым распространенным ремеслом в селе было столярное и плотницкое дело. В послевоенное время была необходимость в постройке домов, их отделке, оснащении мебелью. Саушкин Алексей Степанович (24.08.1931-09.09.1997) прошел обучение столярному и плотницкому делу у своего дяди Калинина Егора и в свободное от работы время стал изготавливать мебель: шкафы, комоды, зеркала, серванты, сундуки, украшая их резными украшениями, выпиливал наличники на окна домов. Заказы поступили не только от односельчан, но и из других сел. Рубил и ставил бани. Навыки плотницкого дела перенял внук Дмитрий, который ставит окна, двери, делает различные потолки и любой ремонт в квартире. Журавлев Валентин Сергеевич (20.11.1937-01.05.2010) всю свою жизнь работал в колхозе плотником в бригаде, которая занималась ремонтом помещений для содержания скота. Навыки и любовь к плотницкому делу он передал своему сыну Сергею, который работает плотником в городе Ульяновске. Кроме того, Валентин Сергеевич был известным в селе печником. Добрая треть печей была сложена его руками. Нужно знать, какую и где взять глину, как её развести, чтобы сложить русскую печь, в которой хозяйки будут печь пироги и хвалить печника за румяные бока и хрустящие корочки хлеба и пирога. Самым вкусным ремеслом было пчеловодство: Грачев Павел Иванович (26.12.1907-14.08.2000) держал несколько семей пчел. Увлечение свое очень любил, даже в письмах домой с полей сражений интересовался состоянием пчелосемей. Это было хорошим подспорьем в выживании троих детей и многочисленных родственников. Свои пеньки Павел Иванович держал в саду, а во время сильного медосбора вывозил пчёл в лес поближе к медоносам. Навыки по пчеловодству он передал внуку Александру, который держит пчел в настоящее время. Одной из самых больших достопримечательностей села была Богородицкая церковь. В храме было два престола: главный - в честь Казанской иконы Божьей Матери и в приделе в честь Преображения Господня. Церковной земли 49 десятин усадебной, пахотной и сенокосной. Приход состоял из священника, дьяка и псаломщика. Жили они в собственных домах на церковной земле. Каменную церковь начали строить сразу после октябрьских событий. Фундамент был заложен глубоко в землю. Использовали известь, песок, яйца (цемента не было). Колокол лили у родника рядом с церковью. За линией села на запад были залежи глины. Был построен завод по изготовлению кирпича. И из этого кирпича была построена новая церковь. До сих пор на месте завода находится огромный плоский овраг, где дети устроили футбольное поле. Ерёмин Иван Степанович – сторожил церковь. Он ходил в Москву за иконостасом. В 1937 году церковь начали разрушать. Из этого кирпича построили здание школы, пожарного депо, сельского клуба, электростанции, сельского дома культуры. В1975 году после разборки каменного подвала на месте церкви был установлен Памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Позднее около памятника установлены щиты с фамилиями погибших сельчан. Памятник – одна из достопримечательностей села, 9 мая в День Победы здесь всегда проходит митинг в память о подвиге народа. Одной из достопримечательностей села являются родники, их 4: небольшой в начале села, средний – во второй половине, большой в центре и небольшой в конце села. В центре села родник закрыт срубом и крышей, оттуда по трубам вытекают потоки воды, заполняя пространство от родника до дороги, проходящей по селу, образуя прекрасный пруд, по берегам которого растут более чем вековые ветлы, склоняющиеся своими ветвями к зеркальной воде. Пруд чистили в 1974 году с помощью огромного бульдозера. Из пруда вытекают две речки: одна струит свои воды в реку Барыш, другая – несет свои потоки вдоль села на север, помогая жителям в выращивании овощей, т.к. они пользуются водой из речки для полива огородов, полоскания белья. Потом она вместе с второй речкой, прожурчав между травами лугов, становится притоком реки Барыш. Позади домика-родника находится каптаж для снабжения водой села с помощью водонасосной станции, построенной еще в конце 60-х годов. В настоящее время водоснабжение организовано из третьего родника, около него находится большой пруд и вытекает речка, проходя половиной улицы Луговая и становясь притоком реки Барыш. Четвертый родник дает воду речке, протекающей по улице Родниковая и тоже уходящей в реку Барыш. Достопримечательностями села являются здания, построенные в 18-19 веках. Здание физкультурного зала в школе – это помещение, где побывал инспектор народных училищ Илья Николаевич Ульянов в 1883г. С северной стороны села протекает речка Семилейка, берущая свое начало в роднике Комаровского леса. На речке в восьмидесятые годы были построены 2 плотины, которые постепенно разрушаются. В 50-60е годы ХХ века в селе широко праздновали Троицу, называя этот день Праздником песен. В лугах около реки Барыш располагались палатки и машины с продовольственными товарами, напитками, выпечкой. Были организованы выступления самодеятельных артистов. Сельчане приходили на праздник семьями вместе с сослуживцами, участвовали в организованных соревнованиях, пели песни и частушки под переливы гармошки. Гармонисты устраивали свои соревнования. Во все времена праздновалась Пасха. Поутру детвора ходила по селу и поздравляла жителей, которые одаривали детей крашеными яйцами. После обеда начинались соревнования по катанию яиц. Соревновались взрослые, многие были асами в этом деле. Были и мастера по изготовлению специальных мячей для этой забавы, например, Абрамушкина Мария Алексеевна. Её мячи всегда пользовались спросом. На территории села есть две «горы»- Попова около клуба на роднике и на конце улицы Центральной - Маркина. Существуют были- легенды, поверья: - В церкви было два комплекта венцов - старые, тяжёлые и новые красивые. Алексею, который держал венцы во время венчания, надо было дать пятак, чтобы он держал новые венцы. (Во время разгрома церкви многие жители старались сохранить церковную утварь, иконы, книги; так были сохранены венцы). -В доме Вакатовых в подвале держали ребёнка, заросшего шерстью. -Если тучи заходят из «гнилого угла» (с юго-запада), обязательно будет дождь. -Интересно, что в селе многих называли по прозвищам: были знаменитые: «Хрущев» , «Махно», «Ленин», «Пекин». «Лондон», были и простые: «Батя», «Сурогатка», «Банайка», « Кабан», и другие. Традиционными праздниками в настоящее время являются: День села, Рождество, Крещение, Пасха, День Победы, День семьи, День скорби, День России, Преображение Господне, День Единства (Казанская), Новый год. На территории села никогда не издавались никакие газеты. Кроме репродуктора около клуба больше не было никаких средств информации. Затем радиоточки были проведены в каждый дом. В 60-е годы 20 века в домах начали появляться телевизоры. В 70-е годы стали телефонизировать село. В настоящее время в селе есть сотовая связь, интернет, почти в каждом доме по нескольку телевизоров, спутниковые антенны. Основным средством массовой информации является районная газета «Карсунский вестник», ранее «Красная жатва». В настоящее время администрация МО Большепоселковское сельское поселение имеет свой сайт http//www.admbposelki.ru/. Материал, представленный в статье «О селе Большие Посёлки» изложен Грачёвой Любовь Алексеевной по воспоминаниям односельчан с использованием личного архива, материала книг Карсунская земля ростки и корни., Карсун от засечной черты ,материалов краеведа Дрониной А.И., Интернета. Автор фото - Баранникова Татьяна Викторовна. ория поселения